О действии Единых правил в области защиты прав потребителей
- 21.04.2025
- Полезная информация
- Официальная информация
- Просмотров: 27
Граждане России и Белоруссии получили равную правовую защиту. 6 декабря 2024 года принят Декрет Высшего Государственного Совета Союзного государства № 6 «О Единых правилах в области защиты прав потребителей» (далее — Единые правила, Правила).
Единые правила — это документ прямого действия и высшей юридической силы, поэтому законы о защите прав потребителей Российской Федерации и Республики Беларусь действуют только в части норм, не противоречащих Единым правилам.
Единые правила устанавливают способы и механизмы для урегулирования правоотношений с участием потребителей и бизнеса и направлены на обеспечение равной правовой защиты потребителей на территориях государств-участников.
Основные положения и особенности Единых правил:
• Расширен перечень субъектов-контрагентов потребителей. Помимо организаций и индивидуальных предпринимателей, к ним отнесены физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, но выполняющие функции изготовителя, исполнителя или продавца;
• В перечень лиц, ответственных перед потребителями за нарушение их прав, дополнительно включены физ. лица, не обладающие статусом ИП, выполняющие работы и оказывающие услуги и продающие товары потребителям, а также поставщики — оптовые продавцы. Это может помочь потребителю в ситуациях, когда, например, того, кто продал ему некачественный товар, уже нет на рынке, а изготовитель и импортер недоступны или не реагируют на претензию. Если потребителю удастся найти поставщика, продавшего этот товар отсутствующему розничному продавцу, у него будет шанс получить от него возмещение.
• Введено общее понятие «продукция» для всех объектов потребительских правоотношений. Продукция — это товар, результат работы, услуга, цифровой продукт.
• Правила полностью освобождают потребителей от оплаты госпошлины, независимо от суммы иска. Раньше, при сумме иска свыше миллиона рублей, размер госпошлины уменьшался на сумму госпошлины, подлежащей уплате при цене иска в один миллион.
• Революционно изменился предельный срок устранения недостатка (гарантийный ремонт). Согласно действующему Закону, допускалось устранять недостаток в пределах 45 дней, новые Правила, устанавливают, что срок устранения не должен быть дольше 14 дней.
• Конкретизируется срок, в течение которого потребитель вправе отказаться от заключенного договора в случае непредоставления ему необходимой и достоверной информации о продукции при заключении договора — 7-дней.
• Расширена сфера ответственности маркетплейсов, которые теперь обязаны обеспечить соблюдение требований Правил продавцами товаров и исполнителями услуг, предложения которых они размещают на своей электронной площадке.
• Правила не содержат ограничения размера неустойки, тогда как действующий Закон предусматривает, что сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может быть выше цены услуги.
• Согласно Правилам продавец обязан провести за свой счет экспертизу товара не только при возникновении спора с потребителем из-за выявленного недостатка в товаре, но и когда предметом спора между ними стала достоверность информации о товаре и его изготовителе.
• В Правила включено новое для потребительского законодательства понятия «цифровой продукт», под которым понимается «объект гражданских прав, зафиксированный с помощью цифровых технологий (преобразованный в цифровой формат) посредством создания записи о нем в информационной системе (системах), в которой происходит взаимодействие с потребителем по поводу этого объекта, в том числе программы и элементы программ для ЭВМ (включая порождаемые программой аудиовизуальные отображения), фонограммы, аудиовизуальные произведения, мультимедийные продукты интеллектуальной деятельности, преобразованные в цифровой формат и предназначенные для реализации потребителям (использования за плату)». Защите прав потребителей при реализации цифровых продуктов посвящена специальная глава Единых правил.
Единые правила призваны улучшить условия предоставления услуг и товаров, включая интернет-площадки и маркетплейсы, а также обеспечить более эффективную защиту прав потребителей от недобросовестных практик со стороны хозяйствующих субъектов, в том числе физического лица, не зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, выполняющего работы или оказывающего услуги потребителям.
Подготовлено Консультационным центром ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» по материалам, опубликованным на сайте: https://zpp.rospotrebnadzor.ru/news/regional/532698